Системы и формы оплаты труда. Модели вознаграждения за труд

Формы з/пл :

· повременная – уровень оплаты связывается с продолжительностью затраченного на работу времени;

· сдельная - размер денежного вознаграждения определяется пропорционально объему выполненной работы.

Формы оплаты:


з/пл начисленная за фактически отработанное время, исходя из установленной часовой (дневной) тарифной ставки з/пл начисленная за каждую единицу изготовленной продукции, выполненной работы, исходя из установленных сдельных расценок

· Система вознаграждения – способ исчисления его размеров, который зависит от форм организации труда, особенностей технологического процесса, требований предъявляемых к качеству продукции или выполняемой работе (тарифная и бестарифная).

Тарифная система характеризуется поэлементным подходом к оценке трудового вклада работника, предполагает зависимость вознаграждения от сложности выполняемой работы, условий труда (нормальные, вредные, тяжелые), его интенсивности и характера, природно-климатических факторов.

Основные элементы тарифной системы:

§ Должностные оклады

§ Тарифные ставки (почасовые, дневные, за месяц)

§ Тарифные коэффициенты

§ Тарифно-квалификационные справочники (документ, содержащий перечень профессий и основных видов работ с указанием требований, предъявляемых к исполнителям соответствующей квалификации.)

§ Штатные расписания

§ Расценки, надбавки, доплаты.

К бестарифной системе относятся:

§ Коллективная оплата по конечному результату – ставит заработок в зависимость от результатов труда коллектива.

§ Комиссионная оплата по конечному результату в % от полученного дохода получает на сегодняшний день все большее распространение в связи с появлением новых профессий: брокеры, дилеры, торговые агенты.

§ Оплата труда, основанная на «плавающих ставках» предполагает, что по результатам данного периода (величина прибыли) для специалистов устанавливаются должностные оклады на будущее.

Модели вознаграждения за труд.

ü Оклад

ü Надбавки

ü Доплаты

ü Премирование труда

ü Материальная помощь Комиссионное вознаграждение Бонусы Доля в прибыли Доля в собственности

16. Трудовая адаптация работников: этапы и виды.

· Адаптация работника – это приспособление человека к рабочему месту и трудовому коллективу.

Выделяют несколько этапов адаптации:

1- Ознакомительный, продолжительность 1 месяц. За этот период можно показать свои возможности, получить информацию о нормах поведения, хватает сил при трудностях удержать себя в руках, но недостаточно времени, чтобы сдаться.



2- Оценочный, продолжительностью до 1 года. Приспособление новичка к своему статусу, признавая главные элементы новой системы ценностей, постигается совместимость с коллективом.

3- Интеграция в организацию, этим этапом завершается процесс адаптации, который характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.

Следует различать активную и пассивную адаптацию.

Активная Пассивная
Индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее, в т.ч. те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить Индивид не стремится к такому воздействию и изменению

По уровню различают:

ü первичную адаптацию – происходит при первоначальном вхождении молодого специалиста в постоянную трудовую деятельность;

ü вторичную адаптацию, происходит в двух случаях: при переходе работника на новое рабочее место, либо при существенных изменениях производственной среды, её технических, экономических или социальных изменениях.

По направленности адаптацию выделяют:

ü Профессиональная адаптация – заключается в активном освоении профессии, её тонкостей, необходимых навыков, способов принятия решений в нестандартных ситуациях;

ü Психофизиологическая - адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника, к условиям труда, режиму работы и отдыха, протекает быстро и зависит от здоровья человека, его естественных реакций.

ü Социально-психологическая – это адаптация к коллективу, традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителя, включение работника в систему межличностных отношений.



Помимо адаптации человека к работе сегодня необходимо и обратное – адаптация работы к человеку.

Она предполагает организацию рабочих мест в соответствии с требованиями, гибкое регулирование ритма и продолжительности рабочего времени, распределение трудовых функций и конкретных заданий исходя из личных особенностей и способностей работников.

(нет) Развитие персонала: виды, формы и методы.

· Развитие персонала – это совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации работников.

Обучение рабочих и служащих включает 4 основных вида:

1) Профессиональная подготовка. Существует начальная, средняя и высшая профессиональная подготовка рабочих и специалистов с получением документа об образовании (диплом, свидетельство). Такое обучение дает необходимые знания, навыки и опыт. Осуществляется в целях получения рабочей профессии или специальности и предусматривает разные уровни подготовки.

2) Повышение квалификации. Выполняется на профессиональных курсах, в школах менеджеров, на факультетах повышения квалификации и в институтах бизнеса. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые 5 лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации. Задача – улучшение профессиональных знаний и навыков в связи с развивающимся НТП.

3) Переподготовка кадров. Выполняется в учебных заведениях, когда рабочие овладевают второй профессией, а служащие второй специальностью. По сути, дает второе образование. Необходимость переподготовки связана с освоением новых технологических процессов и совмещением профессий, где нет полной загрузки рабочего места. Крупную государственную программу переподготовки кадров выполняют областные и демобилизованные из вооруженных сил. Центры занятости населения через существующие учебные центры обучают безработных новым дефицитным профессиям по желанию граждан. Финансирование осуществляется за счет местного бюджета.

4) Послевузовское профессиональное образование. Осуществляется для получения высшей профессиональной или научной квалификации в аспирантуре или докторантуре и обеспечивает подготовку ученых высшей квалификации – кандидатов, докторов наук, проф. руководителей.

В зависимости от целей и задач обучения существует несколько принятых во всем мире форм и методов обучения:

Формы обучения

Обучение при приеме на работу, проводится для изучения специфики деятельности предприятия (продолжительность 7 –14 дней). Обеспечивает допуск к работе по конкретной должности или специальности.

Ежегодное обучение для руководителей и специалистов, проводится для ознакомления их с новой техникой и прогрессивными технологиями, эффективными приемами управления. Ежегодное обучение проводится в виде нескольких модулей программ, продолжительностью 1 –3 дня.

Повышение квалификации проводится для обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков руководителей и специалистов в соответствии с особенностями развития производства. Могут быть краткосрочными (72 часа), тематическими (до 100 часов), длительными (свыше 100 часов).

Стажировка – форма обучения, в процессе которой закрепляются знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки.


1748385552551228.html
1748455920383689.html
    PR.RU™